четверг, 25 февраля 2016 г.

Материалы к уроку по творчеству И.С. Тургенева. Рассказ "Бирюк"

-Какова основная тема «Записок охотника»? Какие рассказы вам известны из этого сборника? (сообщение учащегося)
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его
Средства создания образа в реалистическом произведении ( по   рассказу  И.С. Тургенева « Бирюк »).
- Вспомните, какие средства создания образа вам известны?
Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки, характеристика, данная другими персонажами, антитеза, речь, художественная деталь.
При анализе  рассказа  « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения.


Роль пейзажа в рассказе Тургенева.
- С чего начинается рассказ? ( охотника в лесу застала гроза).
А теперь прочитаем строки первой пейзажной зарисовки «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.
Краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
- Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
(«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака). Обращаем внимание на олицетворения, эпитеты, выразительные возможности морфологии (причастные обороты).
- Понаблюдайте, как ведёт себя рассказчик-охотник, убегающий от грозы?
Вот и автор видит огромную лиловую тучу, длинные серые облака, густые тени на земле, слышит шелест и лепетание ракит, а затем всё это исчезает за мутной пеленой дождя.
Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись…ожидал терпеливо конца ненастья».
- Какую роль играет образ-символ грозы?
Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во-вторых,  Бирюк  - гроза леса. В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
-Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.
-Вывод. Какую роль играет пейзаж в  рассказе ?
Мы еще раз убедились в том, что Тургенев мастер-пейзажист. Природа выступает в  рассказе  средством изображения главного героя. Тургенев мастерски умел «вписывать» в пейзажи человеческие фигуры, органически связывая их с природой. Это мы увидели и в  рассказе  « Бирюк »: главный герой слит с природой, он её часть.
Какую роль играет описание интерьера.
Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору?
Перескажем близко к тексту описание избы  Бирюка .
- Какие слова в описании являются опорными, ключевыми? (Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей). Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют
-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.
Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (Исследователи отмечают любовь Тургенева к прилагательным и наречиям). От лучины исходит скудный свет.
- Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.
«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
- Вывод. Какую роль играет интерьер в  рассказе ?
Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь  Бирюка  и вызывает чувство сострадания к его судьбе.
Портрет.
И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище –  Бирюк .
- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)
- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)
- Чьими глазами мы видим  Бирюка ? В чём особенность портрета лесника?
Глазами охотника-рассказчика мы видим человека. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).
- Какой вид портрета перед нами в  рассказе ?
Словесный. «Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом,  Бирюк  представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.
- Как характеризуют  Бирюка  окрестные мужики? За что они его ненавидят?
«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве мужик леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину. Парадокс.
Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от  Бирюка ?  Бирюк  же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик
- Прочитайте описание внешности порубщика. Какое чувство он вызывает у вас?
Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика. «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».
- Сравните с портретом  Бирюка . Как автор относится к порубщику? ( здесь нет любования этим героем, только жалость).
- Что меняется внезапно в поведении крестьянина, после того, как лесник отвергает его просьбы? Отчего это происходит?
- И все-таки  Бирюк  отпускает мужика. Почему? Как объяснить психологически поступок  Бирюка , чем он должен быть мотивирован?
Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его  Бирюком , но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое «баловство» от нужды. Подспудно чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и «голодухой» мужика, своя правда.
-Вывод. Какую роль играет портрет в данном произведении? Тургенев – замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет, изображенный в  рассказе , помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства.  Бирюк  отличается от других, прежде всего, нравственными качествами. Откуда это? Вспомните тургеневский прием, о котором мы говорили в начале  урока .  Бирюк  связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями. В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка.  Бирюк  вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас, читателей.
- На чьей же стороне автор-рассказчик? Почему же Тургенев в конфликте между  Бирюком  и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается  Бирюком ?
Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает  Бирюк .
-За что клянут  Бирюка , угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».
- Может, не стоило  Бирюку  враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? Но на мольбу порубщика  Бирюк  отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».
- Как и любой крестьянин,  Бирюк  как лесник стоит перед выбором?
Во-первых, воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету.
- Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой. Какой же выход из этой ситуации?
- Какова идея произведения?
Во-первых, одна из важнейших идей цикла «Записки охотника» - красота души русских крестьян.  Рассказ  « Бирюк » не является исключением. Что помогло это увидеть?
Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина  Бирюка , главного героя  рассказа  И.С. Тургенева, мастера-пейзажиста, мастера-портретиста.
 «Мужик должен быть освобожден от крепостного права» - таков лейтмотив  рассказа . Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества. Крепостное право виновно в том, человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным –  бирюком .

Комментариев нет: